Очаровательная деревня наполнена бретонской культурой. С XV века она была центром производства парусных яхт. В этот же период были возведены многие из лучших архитектурных сооружений, в том числе церковь святого Ронана (период позднего Средневековья). Кинорежиссеры давно очарованы этим место и снимают здесь свои фильмы.
Как и вся Бретань, Локронан плотно связан с кельтами. Я уже признавалась в своей любви к ним и их культуре, кажется, но рискну повториться. У меня она началась с профессионального (дизайнерского) интереса и любви к кельтским рунам и орнаментам.
Я не могу сказать, что прям увлеклась сразу, но если попадались книги по теме, то они тут же с интересом проглатывались. А уж когда несколько лет назад я пошла в университет изучать английский язык, мои кельты вернулись ко мне во всей своей непреодолимой притягательности. И я с наслаждением закопалась поглубже в историю, культуру тех народов, которые мы объединяем единым названием «кельтские».
Что же мы знаем о кельтах? Да не так и много, как оказалось! Даже название условное — это скорее группа племён и народностей, чем один народ. И появилось оно благодаря замеченному в XVII веке сходству в языках «современных кельтов» — ирландском, шотландском, валлийском, бретонском. «Кельтским» стали называть и характерный завитушечный орнамент, принадлежность которого к какому-то одному конкретному народу и вовсе оспаривается в настоящее время.
Был такой персонаж Ронан. Святой человек. Легенду о нём я нашла в книге Люиса Спенса «Легенды и рыцарские предания Бретани». Всю легенду излагать не буду, опишу суть. Кому не очень интересно, проматывайте следующие три абзаца смело.
Итак, святой Ронан был ирландским епископом. Сначала он приехал в Лион, а потом уединился в келье в лесу Неве (Névet). Король Бретани Гралло часто посещал святого в его келье, вёл с ними беседы и был к нему весьма расположен. Супруга Гралло — королева Кебан — и мать их пятилетней дочери не была расположена проводить много времени с ребёнком и нашла выход из положения. Она соорудила подобие манежа — коробку, в которой девочка находилась всё время, пока мать всячески легкомысленно развлекалась. Голодом ребёнка мать не морила, — она оставляла ей хлеб и молоко. И вот как раз коркой хлеба бедное дитя и подавилось, от этого и скончалось, задохнувшись.
Перепуганная мать решила скрыть следы преступления, заколотила и спрятала коробку, а сама ринулась в келью обвинять супруга и святого в том, что из-за них и их постоянного общения король не бывает дома, не следит за ребёнком и вот результат — их дочь пропала.
Ронан же не только бросил ей в лицо правду о девочке в коробке, но и привёл родителей к тому месту, где она была спрятана. Святой пал перед телом девочки на колени, вознёс молитву, и жизнь вернулась к ребёнку. А вот королеву забили камнями до смерти.
Локронан и есть то место, где в старости обосновался святой Ронан. Лок (Loc) — в бретонском «место созерцания», ну, а имя святого итак узнаваемо.
Более того, и городской храм носит его имя — церкви святого Ронана и принадлежит та колокольня, к которой мы с вами двигаемся. Построено само здание было в период с 1424 по 1480 годы. Тогда башю венчал восьмиметровый шпиль. Но в него трижды попадала молния — в 1640, 1722 и 1808 годах. Так что теперь башня обходится без него и имеет в высоту тридцать метров. Часовенка Пенити, примыкающая к церкви вплотную — chapelle du Pénity — была построена позже, в самом начале XVI века Анной Бретонской, которая побывала здесь с паломническими целями — святой Ронан считается покровительствующим беременным и способным помочь желающим стать матерью. В капелле и находится могила святого Ронана, надгробие которой представляет собой скульптурное изображение святого.
Локронан же для меня особенно ценен и удивителен ещё и тем, что это едва ли не единственный кельтский город, сохранивший не только отголоски своего происхождения, но и впечатавший в себя и донесший до сегодняшних дней часть кельтских традиций.
Например, в наши дни здесь по-прежнему раз в шесть лет в июле проводятся фестивали Тромени Troménie («Tro Minihi» — дословно «прогулка вокруг монастыря»). Это своеобразный «крестный ход», проходящий по длинному маршруту, включающему в себя двенадцать особых точек.
Фестиваль этот родом как раз из кельтского прошлого, это «охристианенный» кельтский обряд, связанный с циклами природы и плодородием. Более того, до недавних пор на маршруте стояли три камня эпохи чуть ли не неолита, которые в кельтские, дохристианские времена отмечали места, связанные с ритуалами друидов. Сейчас остался только один. Остальные туристы на сувениры разобрали, наверное.
Центральная площадь города Place de l’Eglise окружена домами 17−18 в.в. Когда-то здесь жили местные богатые граждане. Более того, как гласит предание, в одном из домов в 1505 году останавливалась Анна Бретонская. Правда, сам этот дом не сохранился до наших дней. В каждом — своя прелесть. Свой смысл.
Источник