-Рубрики

 -Цитатник

Друзьям с благодарностью... - (0)

  ...

В компьютере есть «черный ящик», который может записывать все ваши действия. - (2)

Про эту секретную программу мало кто знает, но она появилась еще в операционной системе Window...

Какое это счастье – просто жить! - (1)

    ...

Когда защитники страны...В. Уткин - (0)

Когда защитники страны все перед боем Усердно молятся пред Богом на войне Народ России з...

Эрих Мария Ремарк «Ночь в Лиссабоне» - боль всего мира, сосредоточенная в одной ночи - (0)

Лето коротко, и жизнь коротка, но что же делает ее короткой? То, что мы знаем, что она коротка. ...

 -Я - фотограф

Художник Hildegard Schwammberger


0 фотографий

 -Стена

ipola ipola написал 18.05.2009 17:59:29:
Я всем желаю только добра и крепкого здоровья! Этого же хочу пожелать и себе, любимой!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ipola

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.09.2008
Записей: 55406
Комментариев: 395546
Написано: 796184


10 вопросов о Крещенской святой воде

Пятница, 18 Января 2019 г. 11:10 + в цитатник

Богоявленская вода иначе называется «Великой агиасмой», т. е. святыней. К воде, освященной на праздник Крещения Господня, у верующих особое отношение: ее употребляют, как правило, натощак, с благоговением и молитвой. Мы расскажем о некоторых важных или малоизвестных фактах, касающихся Великой агиасмы.


1. Сколько раз должна освящаться вода в праздник Крещения Господня?
Великое водоосвящение совершается дважды — после вечерни в Крещенский Сочельник (18 января) и после Литургии самого праздника (19 января). В оба дня воду освящают утром.

2. Почему и где святая вода освящается?
С тем, что святая вода довольно редко портится, не рискуют спорить даже многие атеисты. Только в ход идут псевдонаучные рассуждения: например, об изменении состава воды посредством ионов серебра, якобы благодаря освящению воды серебряными крестами. Предположение не выдерживает никакой критики: вода освящается и деревянными крестами, и в огромных водоемах. Воду освящает вовсе не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его благодати.

3. Обязаны ли верующие купаться в водоемах с крещенской водой?
Купание — не более, чем народный обычай. Многие благочестивые христиане цитируют следующий текст: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучён от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение», — как будто эти слова принадлежат святителю Афанасию Великому и содержатся послании к Эпиктету.

На самом деле такого абзаца в данном тексте нет — это «народная» интерполяция, попытка объяснить ссылкой на авторитетного святого фольклорную традицию.

4. Для чего нельзя использовать святую воду?
Недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих языческих и оккультных обрядов. Нельзя поддерживать связанные со святой водой суеверия (о том, что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов, о том, что в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник, и наоборот). Нельзя грубо расталкивать братьев и сестер, пришедших за водой в храм.

Разумеется, не следует относиться к крещенской воде без благоговения. Если вода все-таки зацвела или как-то иначе испортилась, выливать ее следует в непопираемое место.

5. «Капля море освящает» или нужна пятилитровая канистра?
Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не с ведрами. Как результат — столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, раздражение друг на друга…

Между тем, крещенская вода в таком огромном количестве не нужна. Выше уже говорилось, что агиасму в некоторых случаях употребляют как утешение не имеющие возможности причаститься. Существует благочестивая традиция разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

6. Таинство или обряд?
Мы привыкли, что существует семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Соборование, Священство, Брак. Но градация таинств в разные времена была различной. Святой Феодор Студит считал таинством монашеский постриг, автор «Ареопагитик» (тексты, приписываемые святому Дионисию Ареопагиту, написанные несколько веков спустя, но имеющие авторитет святоотеческих) — погребение и мироварение…

Митрополит Иларион (Алфеев) в одной из проповедей высказывает следующее предположение: «Освящение воды — не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление.

Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы … соприкасаемся с Богом Живым».

7. Как возник чин Великого водоосвящения?
Изначально вода освящалась для совершения Таинства Крещения. Чин водоосвящения на праздник Богоявления базируется именно на крещальном водоосвящении. Возникает он в V–VI веке на христианском Востоке.

8. Что говорят святые о святой воде?
О чудесных свойствах крещенской воды говорит уже Иоанн Златоуст в конце IV века. «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников».

Другой учитель Церкви, святитель Епифаний Кипрский, сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в Кане Галилейской. Преподобный Серафим Вырицкий рекомендовал своим чадам лечить недуги, принимая по ложке крещенской воды раз в час. И, кроме того, агиасма, согласно древним уставам, должна являться утешением для тех, кто не может причаститься.

9. Освящают ли воду в инославных Церквах?
Традиция освящения крещенской воды существует почти во всех христианских сообществах. В Римо-Католической Церкви воду не «освящают», а «благословляют». Причем благословение воды совершается не только в Богоявление, но и в другие праздники: на Пасху, день памяти св. Агаты и т. д. В праздник Богоявления вместе с водой произносится благословение на мел и ладан.

В Эфиопской Церкви Великое водоосвящение совершается вечером, перед закатом. Верующие пляшут, погружение в воду креста сопровождается стрельбой, а на закате все сходят в воду и купаются, слушая молитвы священника.

10. Живая вода?
«Днесь вод освящается естество», — поет Церковь на Великом водоосвящении, и тем самым утверждает эсхатологический характер праздника. Да, в праздник Богоявления мы вступаем в жизнь будущего века, в которой преображена вся тварь, все стихии. Когда не нуждающийся ни в каком очищении Христос вошел в струи Иорданские, «исполняя всякую правду», Он тем самым очистил Самим Собой всю водную стихию, дающую жизнь человеку.

Царствие Божие приходит в силе, и поврежденная грехом природа, «Владыку зря крещаема», обретает чудесные свойства.
10 вопросов о Крещенской святой воде
D1opY.gif
Рубрики:  Православие,вера, православные молитвы
БАННЕР (88x31, 6Kb)
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 26 пользователям