Рисовать он начал в шесть лет. «Около Саратова на Волге есть остров, — вспоминал позднее сам Борисов-Мусатов. — Этот остров называется Зелёным. В детстве он был для меня чуть ли не “Таинственный остров”. Я знал только один ближайший его берег. Он был пустынен, и я любил его за это. Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой».
С 11 лет Виктор – ученик второго класса Саратовского реального училища. Учиться мальчику нравилось, но особенно старателен он был в черчении и рисовании. Контурные карты в его исполнении становились целыми картинами. Море около берегов обводилось необыкновенно живописной краской, горы растушевывались с удивительной тщательностью, реки и озера покрывались волнами.
В училище Виктор обзавелся большим количеством друзей. Ребята к нему относились по-доброму, не смеялись над его бедой, да и Виктор «…был великолепный товарищ, всегда отзывчивый и даже, насколько я помню, веселый, что придавало особенную трогательность его маленькой фигурке», – вспоминал впоследствии один из его соучеников.
С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Художественной школы в Саратове не было. Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. В 1885 году в Саратове открылся Радищевский музей, содержавший большое количество художественных произведений признанных классиков живописи. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. И, несмотря на то, что здоровье его было слабым, а от нагрузок сильно болела спина, Виктор решает навсегда связать свою жизнь с живописью. Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно» находится в Государственной Третьяковской Галерее.
В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург. Учась в МУЖВЗ, Виктор посещает кружок, где в жарких спорах и долгих дискуссиях молодые художники пытаются найти новые способы и стили в живописи. Там он знакомится со своей будущей женой Еленой Владимировной Александровой, тоже художницей.
Майские цветы,1894
После окончания МУЖВЗ Борисов-Мусатов хочет продолжить свое художественное образование. Для этого он готовится к поездке во Францию. Но сердце все время напоминает о Елене Владимировне. Он предлагает ей ехать вместе. Но нет…Ее чувств к нему еще слишком мало, чтобы отважиться на такой поступок. И он едет один.
Три зимы Борисов-Мусатов проводит в Париже. “Мои художественные горизонты расширились, — рассказывал он впоследствии, — многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах”. Так значимо было все то, что этот усердный ученик и неутомимый исследователь нашел в современном французском искусстве. Больше всего Борисов-Мусатов интересовался импрессионизмом и художниками-символистами.
Женщина на солнце (учение) [1896]
Но каждое лето он проводил в родном Саратове, в окружении родных – матери и младших сестер. Особенно он был дружен с сестрой Еленой. Она была самой частой его моделью. По просьбе художника мать сшила для нее платье «под старину», а кринолин Виктор сделал сам. Ему очень нравится этот женский образ – чистый, неотмирный, из каких-то далеких времен. «Женщина в старинном платье с кринолином менее чувственна и больше похожа на облака и на деревья…» – считал Мусатов.
Автопортрет с сестрой [1898]
В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции домой. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Но где же взять натуру, где взять моделей? Позировать странному, похожему на доброго гнома художнику, хотя и сохранявшему в одежде и облике парижскую элегантность, для многих провинциальных девиц казалось делом предосудительным! «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Где я найду моих женщин прекрасных? Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам?» - пишет художник.
Весна (1898 г)
И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру Елену. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Ученичество позади. Надо искать себя, пытаться воплотить неземно прекрасный и мучительно трудный образ женской красоты, который не дает художнику покоя. «Есть художники, – писал о Борисове-Мусатове М. Волошин, – которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из «некрасивости» новую Красоту».
Гармония [1899]
За натурой Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. Таких поездок в его жизни было немного, но все они были насыщенны впечатлениями и работой. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Туда он отправился в сопровождении сестры Елены и, теперь уже невесты, Елены Владимировны Александровой. По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов «усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин».
Две леди [1899]
Тишина [1900]
Признанным шедевром этого года стал «Водоем». В. К. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной «Водоем»: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены, красками, не понимали… Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. «Как хорошо… Боже, как хорошо!» – прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
Водоём, 1902, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изумрудное ожерелье,(1903 )
Изумрудное ожерелье ,фрагмент
В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Она помогала давать названия картинам. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею.
Призраки, 1903; Художник запечатлел Южный фасад дворца в усадьбе Зубриловка.
Прогулки на закате
В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна, которая пойдет по стопам родителей. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Станет книжным графиком. Доживет до 1991 года.
По воспоминаниям сестры В. Э. Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: «Елена Владимировна… любила живопись, но рисовала в другом жанре — предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу, или где-нибудь у реки, иногда писала портреты. В отношении к брату она очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству, и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений».
Осеннее Настроение [1899]
Молодая девушка на болконе [1900]
Мусатов много работает. В год создавал по 6-9 законченных полотен. Но его стиль приходится по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе. Он пишет другу: "Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов"... При этом, его произведениям присуща глубокая историчность. В волшебном флере созданного Мусатовым мира усадебной жизни, неуловимо разлита легкая тревога и странное предчувствие далеких, но приближающихся катастроф.
Осеннее Настроение [1901]
Осеннее Настроение [1901]
Одиночество
Есть у семьи Мусатовых и верные друзья. Они не оставляют Виктора Эльпидифоровича, зная, как трудно живется семье художника. Особенно близки семье Борисова-Мусатова были Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович. Владимир Станюкович, известный русский писатель, станет одним из первых биографов художника. Надежда Юрьевна была одной из постоянных его моделей и просто очень близким по духу человеком. Ее ранняя тяжелая кончина буквально потрясла художника. «Ее смерть, – писал он, – примирила меня со смертью вообще… В мою душу, я чувствую, вливается какое-то спокойствие».
Портрет Надежды Станюкович
Весной 1905 года Мусатов с семьей уезжает в Тарусу, лето и осень они проводят на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. В Тарусе В. Э. Борисов-Мусатов создает свое последнее произведение — большую акварель «Реквием», посвященную памяти Н. Ю. Станюкович.
Реквием [1905]
Волею судьбы это был реквием и самому художнику. В ночь на 26 октября (8 ноября) 1905 года Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов внезапно скончался.
Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях, в том числе - Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и др. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. А в родном Саратове чудом уцелел флигель, в котором Борисов-Мусатов жил еще до отъезда во Францию. Теперь там – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику, по праву считающемуся одним из самых значительных мастеров символизма в русской живописи.
Ю. Баграмова
Прогулка [1901]
Леди вышивает [1901]
Розы и сережки [1901]
В парке [1901]
Женщина в синем [1901]
Леди в синем [1902]
Портрет леди [1902]
Леди на фоне декорации [1903]
Три леди на террасе [1903]
Леди в саду [1903]
Молодая девушка в ожерелье [1904]
Женщина в желтой шали [1904]
Тропинка в саду [1904]
Солнечный свет [1904]
Дорожка в парке [1904]
Весенняя история [1904]
Летняя мелодия [1904]
Осень пришла [1904]
Время предсказаний [1904]
Гирлянда из васильков [1905]
Кусты орешника [1905]
Ожидание гостей
Молебен на станции железной дороги
Осеннее Настроение [1901]
Время предсказаний [1904]
Поместье Зубриловка
«Зубри́ловка» ,Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов