Цитата сообщения ВЫШЕНЬ
Ива́н Купа́ла - народный праздник языческого происхождения у славян. Отмечается в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Финляндии. Имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). Попы, завоёвывая авторитет навязанной веры, притянули за уши день рождения Иоанна Крестителя, которого и в проекте не было, когда славяне уже 2500 лет праздновали этот день. С переходом на "новый стиль" праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. И хватит об этом.
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью.
Вода
Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.
В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за той же нечисти), купались в святых источниках. На Русском Севере в Иванов день топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы и используя ивановские веники. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем.
В этот праздник, по народным поверьям, вода «дружит» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглинаши предки в этот день. Кроме того, в Иванов день очень часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь.
Огонь
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, до упаду напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки, обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и особенно активничает всякая колдовская нежить — ведьмы, оборотни, русалки, домовые, водяные, лешие. Хотя у славян было к ним двойственное отношение, в стихах Бальмонта
здесь я это рассказывал. На Руси перед солнцестоянием отмечали Русальную седьмицу, чествуя русалок – духов рек и озер. Эта неделя была тесно связана с поминанием предков, из-за существовавшего с древности обычая сплавлять по рекам сожженный прах воинов на ладьях. Непосредственно (!) в день солнцестояния на Руси и в славянском мире отмечали День Ивана Купалы – окончание весны и начало лета с его первым месяцем Кресенем.Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что связано с символикой солнцеворота.
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились.
Иван-да-марья (Марьянник дубравный)
Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к древнейшему мифу об инцесте близнецов и находит себе многоие параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья часто фигурируют в купальских песнях.
С паздником, братья!!!