-Я - фотограф

Художник Hildegard Schwammberger


0 фотографий

 -Стена

ipola ipola написал 18.05.2009 17:59:29:
Я всем желаю только добра и крепкого здоровья! Этого же хочу пожелать и себе, любимой!

 -Рубрики

 -Цитатник

Друзьям с благодарностью... - (0)

  ...

В компьютере есть «черный ящик», который может записывать все ваши действия. - (2)

Про эту секретную программу мало кто знает, но она появилась еще в операционной системе Window...

Какое это счастье – просто жить! - (1)

    ...

Когда защитники страны...В. Уткин - (0)

Когда защитники страны все перед боем Усердно молятся пред Богом на войне Народ России з...

Когда природа прикасается к душе,...... - (0)

Когда природа прикасается к душе, Когда цветок заглядывает в сердце, Остановиться и впитать, ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ipola

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.09.2008
Записей: 55305
Комментариев: 395294
Написано: 795702


ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОГОРОДИЦЫ

Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 07:44 + в цитатник

 

Я продолжаю разговор об известных иконах.  
   
  1. Нимб, в отличии от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.
  2. Мафорий (греч. накидка) — верхняя одежда замужних женщин в виде плаща. Мафорий Богородицы с 474 года находится во Влахернском храме Богоматери в Константинополе.
  3. Поручи — деталь богослужебного облачения; в иконографии Божией Матери — символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею — Христу.
  4. Звезды на мафории имеют два значения: во-первых — это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а во-вторых — символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына.
  5. Надпись — сокращение слов «Матерь Бога», а — сокращенное именование Спасителя.
 
 

Если внимательно просмотреть Православный церковный календарь, то можно заметить, что на большинство дней года приходится чествование чудотворных икон Божией Матери. Это свидетельство не только особого почитания Богородицы, не только особой роли Ее как заступницы перед Господом за сирых и странных, скорбящих и обидимых, но и свидетельство многообразия богородичной иконографии. Но, как и в иконографии Спасителя, здесь также выделяются три основных типа: «Умиление», «Путеводительница» и «Молящаяся» («Оранта», «Великая Панагия», «Знамение»).

 
 

529 х 800

Владимирская икона Божией Матери.
Начало XIIв. Привезена из Византии на Русь в первой половине XIIв.
Государсвенная Третьяковская галерея, Москва
 

УМИЛЕНИЕ (ЕЛЕУСА)

В этом типе иконографии представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка — это взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление всечеловеческого греха. Это соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов; это Христос и Церковь Христова, в которой Богородица представляет собой совершеннейшую из всех рожденных на земле людей.

Иконографический тип «Умиление» или Елеуса (по-гречески Милующая) восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему Православному миру. Характерной особенностью этой иконографии является соединенность ликов Спасителя и Богородицы.
Из икон типа «Умиление» наиболее известны:

  • Владимирская икона Божией Матери
  • Донская икона Божией Матери
  • икона «Взыграние младенцам
  • икона «Взыскание погибших»
  • икона «Достойно есть»
  • Игоревская икона Божией Матери
  • Касперовская икона Божией Матери
  • Корсунская икона Божией Матери
  • Почаевская икона Божией Матери
  • Толгская икона Божией Матери
  • Феодоровская икона Божией Матери
  • Ярославская икона Божией Матери
 
 



598 х 800

Икона Божией Матери "Одигитрия".
Дионисий и мастерская.
Из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ Вологды.
Около 1502-1503 гг.
 

ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА (ОДИГИТРИЯ)

Путь истинный — путь ко Христу. Об этом говорит жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке и опирающегося на свиток — Закон. Христос, как Глава Церкви, как законодатель, благословляет всех идущих путем совершенствования.

Изображение Богоматери на иконах типа «Одигитрия» (греч. Путеводительница), как и в типе «Умиление», — поясное, но встречается огрудное и в полный рост.
Наиболее известные иконы этого типа:

  • Влахернская икона Божией Матери
  • Грузинская икона Божией Матери
  • Иверская икона Божией Матери
  • икона Божией Матери «Троеручица»
  • икона Божией Матери «Скоропослушница»
  • Казанская икона Божией Матери
  • Козельщанская икона Божией Матери
  • Смоленская икона Божией Матери
  • Тихвинская икона Божией Матери
  • Ченстоховская икона Божией Матери
 
 

493 х 800

Икона Божией Матери "Великая Панагия (Оранта)".
Из Спасского монастыря в Ярославле.
Начало XIII в.
 

МОЛЯЩАЯСЯ (ОРАНТА, ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ, ЗНАМЕНИЕ)

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без младенца, называется «Оранта» (лат. Молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в конхе — верхней части алтаря.

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.
Наиболее распространенные иконы этого типа:

  • икона Божией Матери «Знамение» Курская
  • икона Божией Матери «Знамение» Новгородская
  • икона Божией Матери «Нерушимая Стена»
  • икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Курско-Коренная икона Божией Матери
  • Мирожская икона Божией Матери
  • Никейская икона Божией Матери
  • Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери
  • Царскосельская икона Божией Матери
  • Ярославская Оранта
 
 

Деление Богородичной иконографии, равно как и иконографии Спасителя на три основных типа, весьма условно и служит всего лишь ориентиром в огромном мире православной иконописи.
Так, например, среди икон Богородицы можно еще выделить изображения Царицы Небесной на престоле, которые называются Панахранта (греч. Всемилостивая), где сидящая Божия Матерь держит на коленях младенца Христа, (наиболее известные иконы: Кипрская, Печерская, Псково-Покровская, «Державная»).
Агиосоритисса (греч. Заступница) — икона из деисусного чина иконостаса — изображает Богородицу без Младенца, обращенную вправо и держащую свиток в руке. Иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевская, «Огневидная», Филермская и др. представляют своего рода «портретный вид» иконографии Божией Матери.
Наконец, иконы «Неопалимая Купина», «Живоносный источник», «Нечаянная Радость» — особые композиции, в которых все же прослеживаются некоторые типологические признаки.




 

http://www.ikona.ru/bm_igr.html

КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(перенаправлено с КУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ)


 

 



Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»
Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния.

Память 8 марта в день чудесного спасения иконы от посягания революционеров-безбожников, 10 июня, 8 сентября в день обретения, 27 ноября в день празднования иконы "Знамение", в 9-ю пятницу по Пасхе.

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из этих охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала св. икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону. Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения.

Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести ее в Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу чудотворной иконе, приближавшейся с крестным ходом. Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве – и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконою, он опять прозрел. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор, в день явления её 8 сентября установлено ежегодное празднование.

Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из Рыльска, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона оставалась на месте явления, и соорудили новую часовню и оставили ее там навсегда.

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда - в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса».

 



Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»
Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления Иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.

В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, св. икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда она вернулась, по повелению царя Михаила Феодоровича, в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни св. икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона отбыла за границу.

Икона и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список со иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию.

Также перед этой иконой молился и ещё ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский.

В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима.

12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, ограблена, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место. Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана и нескольких из братии Знаменского монастыря, икона ушла за границу, через Константинополь, в братскую Сербию. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля в первых числах ноября 1920 года. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда, вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви, выехала за границу, находилась в Мюнхене (Бавария), при митрополите Анастасии. В 1950 году митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. С того же года под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь для принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля 1951 года в сопровождении архимандрита Аверкия (Таушева). Встреченная епископом Серафимом в аэропорту, святая икона была немедленно доставлена на монастырской машине в Ново-Коренную пустынь. С 1957 года икона пребывает в посвященном ей главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену/ и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ темже молим Тя,/ мир отечеству нашему даруй/ и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем/ всечестнаго образа Богоматере чудное явление/ и от того благодать почерпающе,/ первообразней умильно возопиим:/ радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Использованные материалы

Икона святой блаженной Матроны Московской


Рубрики:  интересное о разном
БАННЕР (88x31, 6Kb)
Метки:  

Процитировано 8 раз

Natamiss   обратиться по имени Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 10:44 (ссылка)
доброе утро солнышко:)
 (412x353, 56Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 11:10ссылка
Доброе! Спасибо, дорогая!
A-lekssa   обратиться по имени Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 10:50 (ссылка)
Очень интересно и познавательно! Спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Ruzi   обратиться по имени Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 12:14 (ссылка)
Spasibo!Iskala podobnie materiali,ochen prigodilos,pishite eshio,budu priznayelna.
Ответить С цитатой В цитатник
Live_N   обратиться по имени Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 12:17 (ссылка)
Спасибо за интереснейшую информацию!
Ответить С цитатой В цитатник
Травкина_Лариса   обратиться по имени Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 14:11 (ссылка)
Замечательный пост, спасибо
ba5c071d70c2 (550x426, 269Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Akmaya   обратиться по имени Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 21:04 (ссылка)
Очень интересный и познавательный пост, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Реальная_мечта   обратиться по имени Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 21:05 (ссылка)
Спасибо, очень интересно было почитать. Я практически ничего из этого не знала
Ответить С цитатой В цитатник
Ipola   обратиться по имени Понедельник, 14 Сентября 2009 г. 16:50 (ссылка)
A-lekssa, Ruzi, Live_Nadin, Larisa_from_SPB, Akmaya, Реальная_мечта, спасибо и вам, дорогие, что заглянули!
Ответить С цитатой В цитатник
Логово_Белой_Волчицы   обратиться по имени Понедельник, 14 Сентября 2009 г. 19:12 (ссылка)
Спасибо милая! Замечательный пост! Очень...очень понравился! Удачи и всех тебе благ!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 16 Сентября 2009 г. 16:37ссылка
Спасибо, Галочка!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку