1. Вчерашний день.
Опишите то, чем занят был ваш вчерашний день по минутам, с тем чтобы иметь полную картину вашего дня. Если у вас появится "провал" в памяти, займитесь чем-нибудь другим, а через четверть или полчаса попытайтесь вспомнить еще раз.
2. Стихи.
Выучите наизусть какое-нибудь стихотворение. Можете выбрать четверостишие русского поэта. Желательно каждый день учить хотя бы по одному четверостишью. А еще лучше выбрать какую-нибудь поэму и выучить ее за определенный период времени.
3. Предмет 30 секунд.
Возьмите предмет (часы, ключ, ручку); осмотрите его внимательно в течение 30 секунд, затем закройте глаза и попытайтесь как можно точнее его воспроизвести. Если некоторые детали не представляются четко, посмотрите на предмет снова, затем закройте глаза, и т.д.- до полного воспроизведения предмета.
4. «Мозговые ящики».
Выберите 3 предмета для размышления: например, ваш план, научный или литературный сюжет и личное воспоминание (каникулы, путешествие и т. д.). Посвятите 3 минуты на размышления о каждом из трех сюжетов. Во время первых 3-х минут думайте только о предмете п.1; затем переходите к п.2; наконец, к третьему сюжету. Во время каждой фазы нужно избегать рассеивания мыслей и особенно воспоминаний о других сюжетах.
5. Вспомни лицо.
Представьте лицо человека, которого вы видите часто; вы отметите, что вы о нем имеете только общее представление, а детали исчезают. Дополните ваши наблюдения, когда увидите человека вновь, и начните упражнение снова; до того момента, пока вы не будете представлять его совершенно четко.
6. Слушаем радио.
Проделайте этот замечательный опыт, который разовьет вашу способность к вниманию и сосредоточению на звуках. Включите радио, затем постепенно уменьшите громкость; установите самый нижний предел громкости, когда еще можно понимать, что говорят. Слабая интенсивность звука заставит вас сосредоточиться. Не продолжайте это упражнение свыше 3-х минут.
7. Читаем стихи.
Выберите стихотворение (поэму); читайте его медленно и внимательно, останавливая себя на каждом важном слове для точного отражения в сознании содержания. Не давайте вашему вниманию переключиться на проблемы, не относящиеся к поэме.
8. Трудная книга.
Выберите трудную книгу автора, известного своим сухим или абстрактным стилем. Начните читать десяток предложений. Затем перечитайте каждую фразу, не переходя к следующей, пока не усвоите смысл того, что читаете. Возьмите словарь, если нужно. Читайте в очередной день десяток следующих фраз, перечитывая то, что вы видели в предыдущие дни. В конце первой недели запишите все, что вы запомнили. Это одно из лучших упражнений для развития умственных способностей. Когда вы завершите упражнение, нужно будет его повторять, по меньшей мере, 2 или 3 раза в неделю.
9. Ключевые слова.
Возьмите лист бумаги и напишите ряд ключевых слов из известных вам сюжетов. Например, Канада, Наполеон, фотография, овощи и т.д. Затем попытайтесь написать на листах все, что вы помните по выбранным темам. Например, о Наполеоне вы вспомните некоторые данные, которые остались от экскурсий в Музей инвалидов, замок Фонтенбло и т.п.
10. Мысленное путешествие.
Представьте себе любую сцену, в которой центральный персонаж (например вы) находится среди других и в которой что-нибудь происходит. К примеру: вы находитесь на почте и получаете денежный перевод, вы покупаете хлеб в булочной, вы играете со своими друзьями в карты или беседуете с ними, вы находитесь в поезде и беседуете с контролером и т.д. Мысленное образное представление - важнейшее условие в процессе произвольного запоминания. Оно позволяет устойчиво сохранять в памяти ассоциации.
11. Самовнушение.
Включите в вашу ежедневную программу по развитию памяти 3 сеанса самовнушения, которые нужно проводить после пробуждения, днем и перед сном. Вы будете поражены, насколько действенен этот способ. Примерный текст на самовнушение может быть таким: я чувствую, как моя память улучшается; я чувствую, что я могу все больше и больше доверять моей памяти; я запоминаю все лучше и лучше то, что читаю; я запоминаю все лучше и лучше то, что увидел; я запоминаю все лучше и лучше то, что услышал; моя память на имена и лица улучшается с каждым днем; я чувствую, что моя память становится все надежнее; я запоминаю то, что хочу запомнить; я все лучше и лучше сосредотачиваю свое внимание; чтобы запомнить я становлюсь все более внимательным; моя память улучшается с каждым днем.
12. Воспоминания из детства.
Возьмите листок бумаги и постарайтесь записать все ваши воспоминания от того времени, когда вам было 10-15 лет. Заполняйте лист в последующие дни - по мере новых воспоминаний из этого периода.
Через неделю перейдите к периоду 6-10 лет. А еще через неделю вспомните события вашего самого раннего детства 0-6 лет Для каждого воспоминания постарайтесь воссоздать какую -либо картину. Вы будете удивлены количеством воспоминаний, которые вам оставило детство и отрочество.
13. Фразы на слух.
Запоминайте фразы на слух. Переходя от коротких фраз к длинным, воспроизводите по памяти услышанное.
14. Остановись мгновение.
Бросаете взгляд куда-нибудь, а затем закрываете глаза и стараетесь увидеть и прочувствовать, что только что видели. Удерживать картинку около 5 минут.
15. Рисуем по памяти.
Посмотрите в течение минуты на предмет, а затем постарайтесь по памяти нарисовать его как можно точнее.
16. Живая фотография.
Бросаете взгляд на движущийся предмет, а затем продолжаете его движение в своих мыслях, закрыв глаза.
17. 15 предметов.
Смотрите на 15 предметов в течении 20 с, затем накройте их и перечислите по памяти.
18. Повтори слова.
По очереди с партнером называйте любые слова, при этом перечислите слова, ранее сказанные.
Например:
1 игрок: карандаш
2 игрок: карандаш, апельсин
1 игрок: карандаш, апельсин, дом
и т.д