Здесь до сих пор можно увидеть остатки трибун стадиона Домициана — ведь его фундамент и стены послужили основанием для средневековых зданий.
Камни площади хранят память о ярмарках и турнирах, карнавалах и конных состязаниях. Зимой площадь заливали водой, и она превращалась в каток. Летом же вода из переполненных фонтанов заливала площадь Навона — и кареты, словно корабли, рассекали водную гладь, а в воде отражались огни дворцов и свет факелов…
Похожая на овальную залу, площадь, длина которой 270 метров, а ширина – 55 м, всегда многолюдна и сегодня.
В кафе, работающих на открытом воздухе даже зимой, всегда много посетителей, художники рисуют портреты и демонстрируют свои работы, а перед Рождеством площадь превращается в веселую и шумную рождественскую ярмарку, где можно купить самые лучшие подарки к празднику – игрушки.
Но подлинную любовь и популярность площади Навона принесли великолепные фонтаны, церкви и палаццо, расположенные здесь.
Одна из самых известных – церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, построенная Борромини, посвящена святой Агнессе.
По легенде, девушка посмела отказать сыну проконсула, за что ее бросили обнаженной на арену цирка на потеху толпе. Однако в тот же миг у Агнессы выросли волосы, закрыв ее до самых пят. Казненная девственница была провозглашена мученицей.
В центре площади возвышается великолепный фонтан Четырех Рек Дж. Л. Бернини.
Четыре гигантских статуи олицетворяют четыре реки – Ганг, Дунай, Нил и Ла-Плата и, соответственно, символизируют части света — Азию, Европу, Африку и Америку.
А из самой середины фонтана устремляется ввысь 16-метровый египетский обелиск из цирка Максенция.
Именно эти два архитетурных шедевра — фонтан Четырех Рек и церковь Сант-Аньезе-ин-Агонеи — и стали яблоком раздора между двумя гениями – Бернини и Борромини. Борромини счел личным оскорблением, что фигуры речных богов фонтана отвернулись от его детища — церкови Сант-Аньезе-ин-Агоне, а Бернини, в свою очередь, обижался, что фигура святой Агнессы уж чересчур снисходительно, сверху вниз, взирает на его творение. Подозрения и обиды сменились упреками.
На южной стороне площади разместился еще один знаменитый фонтан – Фонтан Мавра.
Словно для симметрии и равновесия на севере был построен фонтан Нептуна.
На площади Навона находится и палаццо Памфили – фамильная резиденция Папы Иннокентия Х, с которой и началась история обустройства площади в стиле барокко.
Римляне, к слову сказать, не очень радовались грандиозным переменам и новому облику площади – ведь когда Папа Иннокентий понял, что денег на все задуманное не хватает, он поступил очень просто: ввел новый налог – на фонтаны. На что римляне ответили: «Хлеба, хлеба, а не фонтанов!»
|
MORE20 |
|