В печальном парке, где дрожит зола,
Она стоит, по-прежнему бела.
Её богиней мира называли,
Она стоит на прежнем пьедестале.
Её обидели давным-давно.
Она из мрамора, ей всё равно.
Её не тронет этот день распятый,
А я стою, как он стоял когда-то.
Нет вечности, и мира тоже нет,
И не на что менять остаток скверных лет.
Есть только мрамор и остывший пепел.
Прикрой его, листва: он слишком светел.
Илья Эренбург
Last & Richard Clayderman - Sunrise
Нет, не сухих прожилок мрамор синий,
Не роз вскипавших сладкие уста,
Крылатые глаза — твои, Богиня,
И пустота.
В столице Скифии дул ветр осенний,
И лишь музейный крохотный Эол
Узнал твоё вторичное рожденье
Из пены толп.
Сановные граниты цепенели,
И разводили чёрные мосты.
Но ворох зорь на серые шинели
Метнула ты.
Я помню рык взыскующего зверя,
И зябкий мрамор средь бараньих шкур,
И причастившийся такой потери
Санкт-Петербург.
Какой же небожитель, в тучах кроясь,
Узлы зазубренным ножом рассек,
Чтоб нам остался только смятый пояс
И нежный снег?
Антонио Канова родился в Поссаньо недалеко от Венеции на 1 ноября, 1757года. Он проявил талант к скульптуре,им были созданы собственную студия в Венеции, где он произвел портретные бюсты и другие скульптуры для венецианской знати. В 1779 году Канова покинул Венецию, чтобы путешествовать и учиться в южной Италии; в течение следующих 2 лет он работал в Риме и посетил Геркуланум и Помпеи, древние римские города, которые были раскопаны в середине 18-го века. Антонио Канова тщательно стремится к художественно неоклассическому стилю.
В первой половине 18-го века искусство было во власти рококо, легкого, игривого и аристократическом стиле. До 1760 года рококо был под атакой интеллектуалов и критиков как тривиально и легкомысленным, и в то же время были опубликованы несколько важных книг по древней греческой и римской искусства и архитектуры. Модные и художественный вкус начал переходить медленно рококо в искусстве древности, и когда Канова достиг зрелости как скульптор, неоклассицизм добился практически полного триумфа в живописи, скульптуре, архитектуре, и декоративно-прикладного искусства.
Почти 40 лет спустя, Канова получил важные и обширные комиссии от пап, Наполеон, Габсбурги, и членов английской аристократии. Он много путешествовал и работал в Риме, Париже и Вене. Его статуи стали настолько популярными, что он использовал много помощников и различные механические методы для того, чтобы удовлетворить все заявки, предъявляемые к нему. В 1805 году, когда его репутация как наиболее выдающийся скульптор в Европе прочно утвердился, он был назначен Папой Пием VII в генерал-инспектора изящных искусств и древностей на Папской. Пять лет спустя он стал директором Академии Святого Луки в Риме, сообщает официальный художественной академии Папской.
Идеи зрелого стиля Кановы получены конкретно и непосредственно из древней греческой и римской скульптуры, где нашли своё влияние сюжеты из классической мифологии. Персей (1801) отражает его классический вкус идеализации, выражается в тщательно контролируемых гармонии пропорций, четкой линии, гладкая моделирование и гладкий поверхности. Два известных и типичных работ, которые он создал для семьи Бонапарта монументальные мраморные статуи Наполеона (1802-1810) и сестры Наполеона Полины Боргезе, (1808). Произведения Антонио Канова изящны и оригинальны, выполнены с великим вкусом и трудолюбием, а потому они так популярны среди ценителей скульптуры.