-Я - фотограф

Художник Hildegard Schwammberger


0 фотографий

 -Стена

ipola ipola написал 18.05.2009 17:59:29:
Я всем желаю только добра и крепкого здоровья! Этого же хочу пожелать и себе, любимой!

 -Рубрики

 -Цитатник

Друзьям с благодарностью... - (0)

  ...

В компьютере есть «черный ящик», который может записывать все ваши действия. - (2)

Про эту секретную программу мало кто знает, но она появилась еще в операционной системе Window...

Какое это счастье – просто жить! - (1)

    ...

Когда защитники страны...В. Уткин - (0)

Когда защитники страны все перед боем Усердно молятся пред Богом на войне Народ России з...

Ты прекрасна, как весна...Российская художница Инна Цукахина - (0)

Ты прекрасна, как весна, Как луч солнца, теплый, нежный. И сияешь, как подснежник, Что...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ipola

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.09.2008
Записей: 55243
Комментариев: 395126
Написано: 795378


Император Александр II.

Воскресенье, 05 Октября 2014 г. 16:57 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya

Император Александр II

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

oie_4164548NR0ZZmfy.jpgПортрет императора Александра II,художник Николай Лавров

Многочисленные портреты запечатлели внешность Александра Николаевича на протяжении всей его жизни. Кроме этого до нас дошли многочисленные фотографии, как официального, так и семейного характера. Поэтому изменения его внешнего облика на протяжении всего царствования прослеживаются в деталях.
 
В юные годы – типичный «прекрасный принц» из германских сказок. Наследник громадной империи, обладатель несметных сокровищ, обаятельный и прекрасно воспитанный молодой человек. Наследник был высоким, учитывая стандарты середины XIX в. Его рост составлял 186 см. Следует отметить, что Александр II всегда очень внимательно следил за своей внешностью. В различных музейных собраниях сохранились коллекции его многочисленных мундиров. Став императором в 1855 г., он сразу начал «переодевание» военной, придворной и бюрократической элиты.
oie_41752209iP82VTq.jpg
Цесаревич Александр Николаевич ,П.Ф.Соколов
oie_4183712EnGWjC8r.jpg
Цесаревич Александр Николаевич (будущий Император Александр II) в мундире обер-офицера Черноморской сотни Лейб-гвардии Казачьего полка . Ф. Крюгер, 1827.
oie_4164742nZOxEFJT.jpg
Цесаревич Александр Николаевич,Худ. Ф. Крюгер
oie_417539toj2SPqq.jpg
Цесаревич Александр Николаевич
oie_417474jyM3QPRo.jpg
Цесаревич Александр Николаевич,George Dawe
****
Александр II с детства отличался хорошим физическим развитием. У него были пропорциональная фигура, высокий рост и правильные черты лица. Он был безупречно воспитан. К ношению военной формы Александр II приучался с детства, она сидела на нем «как влитая». Он знал об этом и искренне любил военную форму, умея ее носить. К военной форме во всех ее проявлениях он относился с любовью. Так, в своей приемной в Зубовском флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе он держал часть «военно-мундирной» коллекции Николая I. Ее стены украшали картины с изображениями мундиров, «под стеклянными колпаками стояли куклы, изображающие ординарцев», в форме различных полков русской армии.
oie_417595h5MRkXF4.jpg
Цесаревич Александр Николаевич
oie_4175959tvNPDPBM.jpg
Цесаревич Александр Николаевич
 
****
 
Современники единодушно отмечали, что «мундир сидел на нем как-то особенно щеголевато, грудь выделялась, талия стройно перетянута по-николаевски». Вплоть до реформы военной формы в период правления Александра III высшим шиком в ношении офицерской формы считалась именно эта «николаевская» стать.
 
oie_41653195ogwgMig.jpg
Виллевальде Богдан Павлович. Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году (1884)
oie_41867PypUWOI1.jpg
Портрет императора Николая I и цесаревича Александра Николаевича, 1843 г. А.П. Швабе. Художник изобразил императора и цесаревича в мундирах л.-гв. Преображенского полка, на фоне Преображенского собора в Санкт-Петербурге.
****
Военный министр Д.А. Милютин, пытавшийся модернизировать армию по современным для того времени стандартам, не раз сталкивался с непрошибаемым упорством Александра II в вопросах, касавшихся малейших изменений в военной форме. Он писал: «Государь придавал вообще большое значение мундиру и мельчайшим подробностям формы. Сам он надевал мундир того или другого полка в известные дни, соответственно связанным с ними воспоминаниям или по другим соображениям, доходившим иногда до такой тонкости, что нелегко было с первого раза угадать их. Так, например, в годовщину какого-нибудь сражения он надевал форму полка, особенно отличившегося в этом бою; удостаивая своим посещением бал, Государь приезжал в мундире того полка, в котором некогда служил хозяин или отец хозяйки, и т. п. Таких же утонченных соображений в выборе соответствующего каждому случаю мундира государь требовал и от членов своего семейства… тому, кто не обладал достаточною догадливостью в этом отношении, Государь делал замечания»
oie_416472O6V0XZ6o.jpg
Франц Крюгер. Портрет Великого князя Александра Николаевича 1840 г. 
oie_4184335ngKvjYIV.jpg
Франц Крюгер. Портрет Великого князя Александра Николаевича. 1840
****
 
Периодически военный министр приходил в отчаяние от бесконечных «идей» Александра II, связанных с не менее бесконечным «совершенствованием» военной формы: «Независимо от большого числа текущих дел, много времени потрачено на разговоры о задуманных самим Государем переменах в обмундировании (в цветах погонов и воротников)…. Иная великая государственная реформа проводится легче, чем какое-нибудь изменение цвета погона или отмена тесака у барабанщика»
 
oie_418431L4L28MNM.jpg
Портрет Великого князя Александра Николаевича
oie_4164843gZWPWXEz.jpg
Портрет Великого князя Александра Николаевича
****
Выезжая за границу, Александр II переодевался в статское платье и наслаждался «свободой». Конечно, его «свобода» была относительной, поскольку царя постоянно сопровождали сотрудники III Отделения Собственной Его Императорского Величества (С.Е.И.В.) Канцелярии, и тем не менее, в 1867 г. в Париже «Государь и оба великие князья переоделись в штатское платье и поехали в русскую церковь, где было отслужено молебствие. Вечером того же дня они были в театре des Varietes, на представлении Офенбаховой оперетки «Герцогиня Геролынтейн»; в антрактах гуляли по бульвару, наслаждаясь своим incognito, как школьники, выпущенные на каникулы.
oie_4191438sEnZOjuE.jpg
Всемирная выставка на полотне Эдуара Мане1867 г
oie_41915476GMtkXpS.jpg
Клод Моне Пристань Лувра Париж 1867г
****
На другой день, в воскресение, Государь и великие князья, опять в штатских платьях, были у обедни в русской церкви, где собралось много русских, после завтрака присутствовали на скачках на Longchamp, а потом ездили в Сент-Клу, чтобы взглянуть на юного наследного принца… государь и великие князья пользовались свободными часами и доставляли себе развлечения, посещая в строгом incognito парижские театры и общественные гуляния. Эти редкие для них развлечения частной жизни доставляли им, конечно, более удовольствия, чем роскошные и блестящие балы, которые давались в честь царственных гостей….
 
oie_4193225Z8YrQfF.jpg
Парк и дворец Сен-Клу,Уильямс Wyld (1806-1889)
oie_5101524tDOXGzGY.jpg
Александр II в Париже 1967 г.,Petrus Henricus Theodorus Tetar van Elven
oie_4191458s8K9N06k.jpg
 Salle де ла Рю Ле Пелетье
oie_4191519GKdrNu62.jpg
 Salle де ла Рю Ле Пелетье
oie_4194723lL03Ktdv.jpg
Гранд Опера
***
Что касается прически Александра II, то он, будучи молодым человеком, носил небольшие, щегольские усики с зачесанными, по моде того времени, висками. В 1840 г. на его лице появились бакенбарды, которые тогда еще не были соединены подусниками с усами. На портретах «совершенно модного живописца» Ф. Крюгера эти нюансы внешнего облика царя тщательно зафиксированы. Именно с этой прической – зачесанными на правую сторону волосами, усиками и бакенбардами – Александр II короновался в 1856 г.
oie_3018525JnLRJyUW.jpg
Коронационные портреты Александра II и Марии Александровны
oie_VUQjZATn0TGS.jpg
Коронационный портрет императора Александра II
oie_5103925cbM14Xl2.jpg
Коронационный портрет императрицы Марии Александровны.
oie_4195243A8MOCCHZ.jpg
Регалии Российской империи — короны, держава, скипетр, государственный меч, клейноды Ордена Андрея Первозванного.
oie_4195221LNdxp8MM.jpg
Коронационные торжества,,Тимм Василий Фёдорович
oie_4194545WFmXHHSX.jpg
Коронационные торжества,Михаил Александрович Зичи
oie_4161413UxUPeVse.jpg
Коронационные торжества
oie_4194751GtH4RKmh.jpg
Коронационные торжества,Тимм Василий Фёдорович
oie_419537NUSGCPjn.jpg
Коронационные торжества,Тимм Василий Фёдорович
oie_4194828pMKVOd7o.jpg
Коронационные торжества
oie_419464WTJissEB.jpg
Коронационные торжества,Михаил Александрович Зичи
oie_4195022g7jcYdpQ.jpg
Коронационные торжества,Михаил Александрович Зичи
oie_4194642zTYOSDQ5.jpg
Коронационные торжества
oie_fcfLcgIPOImt.jpg
Коронационные торжества,Михаил Александрович Зичи
oie_4194746rlLK4aR.jpg
Коронационные торжества,Михаил Александрович Зичи
oie_4194524Ia4a5B4R.jpg
Коронационные торжества,Тимм Василий Фёдорович
oie_4195329mjSKVRRh.jpg
Коронационные торжества,Михаил Александрович Зичи
oie_4194958XBSNn9V8.jpg
Коронационные торжества,Михаил Александрович Зичи
oie_4194626NLnZc56l.jpg
Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II
 Михаил Александрович Зичи
oie_4194896bvXZPYM.jpg
Коронационные торжества
****
Со временем эта прическа получила дальнейшее развитие. Именно Александр II ввел в 1860-х гг. новый стандарт прически, включавшей сложную конструкцию из ухоженных усов с подусниками и роскошных бакенбард. Вся эта «конструкция» на лице органично сочеталась с тщательно уложенными волосами. При этом Александр II никогда не носил бороды.
oie_416486Fa06o6F0.jpg
Роберт Вильгельм Экман
oie_4165417FAjA9RnF.jpg
Император Александр II,,Роберт Вильгельм Экман
oie_583642WMbO8ss6.jpg
Император Александр II
oie_4175242bUoRjNKZ.jpg
Император Александр II
oie_41759365MhkNzPI.jpg
Император Александр II
****
Естественно, вся элита Российской империи немедленно, с большим или меньшим успехом, воспроизвела на своих лицах эту сложную «конструкцию». Даже наследник-цесаревич, великий князь Александр Александрович, во второй половине 1870-х гг. на некоторое время отпустил длинные бакенбарды.
 
Надо заметить, что со времен знаменитого «резания бород» Петром I в декабре 1699 г. форма растительности на лице мужчин приобрела явный политический подтекст. Более того, это регулировалось законодательно. Перечень законов, регламентирующих мужские прически, весьма внушителен.
oie_DsYdz8sIXvaI.jpg

oie_U8alfIvaNbjC.jpg

Одежда Александра II. а, б — мундиры генерал-фельдмаршальские лейб-гвардии Павловского и Литовского полков; в — форма генерала лейб-гвардии гусарского Гродненского полка; г — сюртук гражданский

****

Начало этому перечню было положено в январе 1705 г., когда Петром I был подписан указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлин с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков»31. Законодательное преследование бородачей велось с завидным постоянством. Так, в марте 1837 г. Николай I подписал указ «О не ношении лицам, имеющим придворные звания, усов и бород». В указе отмечалось, что «многие из состоящих в звании камергеров и камер-юнкеров позволяют себе носить усы, кои присвоены только военным, и бороды в виде жидовских», поэтому император «повелеть соизволил: строжайше воспретить, дабы никто из имеющих придворные звания, не осмеливался носить ни усов, ни бород». Кроме этого, когда в конце 1840-х гг. начался знаменитый дискурс западников и славянофилов, то у последних «русская» борода стала своеобразным политическим знаменем, что вызвало гонения властей. Только в 1874 г. Александр II разрешил ношение бороды во всех войсках и на флоте, кроме гвардии, гренадер и императорской свиты33. При этом отдельным указом в 1875 г. военным было запрещено фабрить бороды и усы34. Примечательно, что сам Александр II не терпел бородачей, поэтому в его окружении их не было. Однако некоторые лица из свиты царя имели такие разросшиеся бакенбарды, что бритый подбородок буквально терялся среди них, и они выглядели со стороны настоящими бородачами, соблюдая при этом «букву» законов.
oie_MNla0Jcg8zdT.jpg
На акварели работы придворного художника Михаила Александровича Зичи изображены (слева направо): граф Б.А. Перовский, великий князь Алексей Александрович, великий князь Владимир Александрович, князь В.И. Барятинский, цесаревич Александр Александрович, императрица Мария Александровна и император Александр II. Справа 
oie_4165249WwzKvA5O.jpg
*********
 
 
Со временем на голове у Александра II появились глубокие залысины, но он так и не изменил своей прически, сохранив зачес волос на правую сторону, и никогда не носил парика. Можно отметить, что с возрастом размер его усов несколько увеличился. На официальных портретах конца жизни императора видна некоторая «неухоженность» его прически – разросшиеся усы с подусниками и не очень аккуратно уложенные волосы.
 
oie_583110hzZQ2rQv.jpg
Император Александр II
oie_5836165RlMjD69.jpg
Император Александр II
*****
 
Внешний облик российских императоров был тесно связан с их харизмой. Многие современники Александра II отмечали космополитичность и некоторую вялость характера царя. Оценивая характер Александра II, фрейлина А.Ф. Тютчева отмечала, что. по ее мнению, «он не был государем, популярным в истинном смысле слова; народ не чувствовал притяжения к нему, потому что в нем самом совершенно отсутствовала национальная и народная струна… Человеческая природа такова, что она более ценит людей за них самих, чем за их дела». Отчасти так и было. По воспитанию, манерам и поведению Александр II являлся скорее европейским монархом, совершенно не обладая «национальной спецификой», столь характерной для его сына – Александра III.
А.Ф. Тютчева, наблюдавшая Александра II на протяжении полутора десятков лет и старавшаяся быть объективной в своем отношении к нему, писала, что в свои 35 лет (1853 г.) цесаревич «был красивый мужчина, но страдал некоторой полнотой, которую впоследствии потерял. Черты лица его были правильны, но вялы и недостаточно четки; глаза большие голубые, но взгляд мало одухотворенный; словом лицо его было маловыразительно, и в нем было даже что-то неприятное в тех случаях, когда он при публике считал себя обязанным принимать торжественный и величественный вид».
oie_4164918Gh2LpbYh.jpg
Император Александр II,Иван Алексеевич Тюрин (1824 – 1904)
 
oie_4165441TAnHVEqo.jpg
Император Александр II
****
 
Современники подмечали и мелкие особенности в поведении Александра II, которые его не красили. Впрочем, подобные черточки можно при желании обнаружить почти у всех. Граф С.Д. Шереметев, товарищ детства Александра III. вспоминал: «Бывало, как государь сильно горячится, волнуется по мере того, что говорит, глаза становятся совсем круглыми, голос, и без того картавый, становится раздражительным и крикливым. Очень неприятно было видеть его в такие минуты, чувствовалось что-то несильное в этом раздражении, которое с годами все увеличивалось. Он не всегда держался меры, и многим приходилось от него выслушивать неподходящие слова». Откровенные недоброжелатели, которых всегда много у публичных политиков, назвали царя «бодрилой», а писатель Д.В. Григорович (в кругу близких людей) прямо глумился над ним, «уморительно имитируя его басок и картавость».
oie_583412OT19zyQR.jpg
Император Александр II
oie_4164611sK5SrWX8.jpg
Император Александр II
****
Говоря об особенностях характера Александра II, следует отметить его чувство долга и ответственности, что было характерно для всех Романовых в XIX столетии. Так, присутствуя на театре военных действий, Александр II выполнял преимущественно инспекторско-представительские задачи, посещая, в числе прочих, многочисленные госпиталя, при этом царь «заходил в палаты тифозных и горячечных».
 
oie_4165561RNvnumx.jpg
Император Александр II
oie_4165528kLVfVxpn.jpg
Император Александр II,Николай Егорович Сверчков (1817–1898)
oie_4165032WEO8hvTR.jpg
Император Александр II
oie_suLdfaKPNsLj.jpg
Император Александр II,Николай Егорович Сверчков (1817–1898)
****
 
Но даже симпатизировавшие императору современники, отдавая ему должное, считали его слабым. Слабым человеком и слабым, подверженным влияниям самодержцем. Амплитуда колебаний его внутриполитического курса была значительна, от либеральных реформ 1860-х гг. до «закручивания гаек» в 1870-х гг. Это также отражение его характера. При этом Александр II очень ревностно относился к власти. Своих старших сыновей он приобщал к власти, следуя традиции и здравому смыслу, но делал это с некоторой оглядкой. Граф С.Д. Шереметев отмечал: «В основе характера государя таилось мелочное чувство, и то была ревность. Она проявлялась в нем не раз и по отношению к самым близким ему людям. Такое чувство испытывал он по отношению к императрице и даже к цесаревичу Николаю Александровичу».
oie_364324CiuW5Rvn.jpg
Император Александр II с сыновьями Александром, Владимиром и Алексеем.
oie_5103843OxdVuftu.jpg
Портрет императрицы Марии Александровны,Франц Ксавьер Винтерхальтер
oie_510394ISUMlnIO.jpg
Портрет императрицы Марии Александровны ,И.Макаров
oie_5103946WuCbbX6h.jpg
Портрет великого князя Николая Александровича.Сергей Константинович Зарянк
****
 
Это чувство известной «ревности» проявлялось и во взаимоотношениях с соратниками. Колебания внутриполитического курса, смена министров позволили князю П.А. Кропоткину справедливо отметить, что «ни в вопросах политики, ни в личных симпатиях он не был человеком, на которого можно было положиться, и вдобавок отличался мстительностью. Сомневаюсь, чтобы он искренно был привязан к кому-нибудь».
oie_2194011x9IiCEUw.jpg
Алексей Харламов. Портрет императора Александра II. 1874
oie_5101445y9V8nZ0g.jpg
Император Александр II,Константин Маковский
****
Примечательно, что Александр II в начале своего правления проводил кадровую политику, своими корнями уходившую в XVIII в. В 1860-х гг. по Петербургу ходила едкая реплика Ф.И. Тютчева, связанная с назначением на пост товарища министра финансов генерала С.А. Грейга, служившего сначала в Конногвардейском полку, а затем в Морском министерстве: «Странное дело, конногвардейскому офицеру поручают финансы; публика, конечно, удивлена, но в меру, не особенно сильно; попробуйте же Рейтерна[7] сделать командиром Конногвардейского полка, все с ума сойдут, поднимется такой вопль, как будто Россия потрясена в своих основаниях»
 

Игорь Зимин

Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в.

http://statehistory.ru/books/Vzroslyy-mir-imperato...-chetvert-XIX---nachalo-XX-v/5

 

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

Серия сообщений "***Александр II ,его близкие":
Часть 1 - Император Всероссийский Александр II
Часть 2 - Александр II и Екатерина Долгорукая. Часть 1.
...
Часть 20 - Семья Александра II.
Часть 21 - Ольга Калиновская, первая любовь цесаревича Александра
Часть 22 - Император Александр II.

Серия сообщений "ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ":
БАННЕР (88x31, 6Kb)
Часть 1 - Разговор на тему написания картины Ильи Глазунова "ВЕЛИКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ"
Часть 2 - История династии Романовых|Живопись_ шестая часть
...
Часть 21 - «Сокровище Адини» Великая княжна Александра Николаевна
Часть 22 - Семья Александра II.
Часть 23 - Император Александр II.
Часть 24 - Император АлексанИмператор Александр III.
Часть 25 - Семья Александра III
...
Часть 45 - Фотографии из альбома Императрицы Марии Федоровны
Часть 46 - Рождество Христово - Великий князь Константин Романов
Часть 47 - Любить императора: письма Александры Федоровны к Николаю ІІ

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку